- Дискурс телевизионный
- В семиотическом отношении Д.т. является полиструктурным, использующим знаковые коды иных систем: театра, кино, живописи, фольклора, массовой культуры, разговорной речи. Ситуации контакта зрителя с телевизионным сообщением отличаются разнообразием - возможны массовые, коллективные, семейные и уединенные просмотры телепередач. Телевизионное пространство реализует дискурс новостей, а также официальный, политический, бюрократический и развлекательный виды дискурса. Массовые жанры телевидения апеллируют к универсальным ожиданиям людей по развитию сюжета, типажу героя и линии его поведения. Т. о., можно говорить о телевизионном законе жанра. В социол. отношении с помощью Д.т. возможно решение задач социального управления, просвещения, актуализации солидарной человеческой поддержки в обществе, эмоциональной ажитации аудитории. В психол. отношении телевидение способно актуализировать внутр. диалог зрителя, благодаря триалогическому строению ситуации О., и эмоционально заражать аудиторию, благодаря инсценированному характеру коммуникации. В лингвистическом отношении телевизионная среда характеризуется использованием языковой и интеллектуальной игры. С т. зр. необходимости поддержания контакта со зрителем телевизионная коммуникация удовлетворяет требованиям выразительности и динамизма О. Лит.: Почепцов Г. Г. Русская семиотика. М., 2001; Kallmeyer W. Pragmatische Aspekte von Medienschprache und Medienkommunikation. Am Beispiel von Gesprдchssendungen des deutschen Fernsehens / Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2001. Ю. В. Мочалова
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.